Лядова, Вера Александровна

Лядова, Вера Александровна

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Вера Александровна Лядова — «царица канкана», которая знаменует собой короткую эпоху царствования оперетты на Сцене Александринки. Баснословный успех выпал на долю «Прекрасной Елены» в Александринском театре: поставленная в 1868 году, два года спустя после премьеры в Михайловском театре, оперетта Жака Оффенбаха выдержала здесь сорок два представления в первый же сезон! Ни до, ни после «Прекрасной Елены» ни одна пьеса, похоже, не производила на этой сцене такой сенсации.

Триумф "Прекрасной Елены" в Александринском театре неотделим от колоссального успеха Веры Александровны Лядовой, исполнившей роль спартанской царицы. Новые, вслед за Еленой, роли Лядовой на этой сцене - это новые сенсации, упрочившие небывалую популярность актрисы. Даже те из горожан, кто годами не заглядывал в театр, устремились в Александринку, "на Лядову". Имя ее в афише обеспечивало не просто полный сбор, но всякий раз - торжество, триумф "царицы канкана". Хроникер "Будильника" уверял читателей, будто некий молодой человек застрелился с отчаяния, не попав на спектакль с боготворимой Лядовой… Постичь феномен популярности Лядовой, первой русской опереточной примадонны - значит разгадать секрет беспрецедентного успеха оперетты на Александринской сцене конца 1860-х годов.По точному определению М.О.Янковского, "начиная с постановки "Прекрасной Елены" петербургская императорская драма обращается на 5-6 лет в настоящий театр оперетты, если оценивать этот этап с точки зрения репертуарного насыщения". Один из критиков тех лет подсчитал и сопоставил: на Александринской сцене в десятилетие с 1864 по 1874 год Оффенбах и его переводчики имели 445 представлений.

Родилась Вера Александровна в 1839 году в артистическом семействе. Отец - Александр Николаевич Лядов - известный балетный дирижер императорских театров; его брат, Константин Лядов - главный капельмейстер русской оперы в Петербурге. Двоюродный ее брат, Анатолий Константинович Лядов - русский композитор, дирижер, педагог. Вера Лядова - уникальная русская актриса. Она одинаково успешно выступала и в оперетте, и в драме, и в балете. В 18 лет была принята в балетную труппу Петербургских Императорских театров. Великолепная сценическая внешность, врожденная музыкальность, красивый по тембру голос, отменные хореографические данные, юмор и особый шик каскадной опереточной актрисы, немало способствовали ее неимоверной популярности.

"Прекрасную Елену" с ее участием невиданный успех сопровождал с первых же представлений. Билеты на спектакль добывались чудом - лишь по предварительной записи в театральной конторе; "стоны, обмороки, проклятия - вот что совершается перед кассою во время раздачи билетов". Необыкновенными были и цены на них: ложи бельэтажа стоили двадцать рублей, кресла задних рядов перекупались по десять рублей. Сразу после премьеры критик "Отечественных записок" писал: "Театр постоянно полон, билеты достаются с величайшим трудом, за них платят вдвое, втрое, впятеро противу настоящей цены (один барышник уверял меня, что если бы у него был пятирублевый билет в бельэтаж для третьего представления, то он сейчас же продал бы его за пятьдесят рублей!). Русскую "Прекрасную Елену" спешат видеть все".

А символом враждебного направления стала "царица канкана" - Вера Александровна Лядова. Вместе с восторженными рукоплесканиями каждому ее слову слышались весьма настойчивые шиканья.

К сожалению, Недолгий триумф оперетты в Александринском театре и сопутствующий ему накал страстей в прессе обрываются с внезапной, в возрасте тридцати одного года, смертью Веры Александровны Лядовой 5 апреля 1870 года. Похороны стали последним торжеством артистки. Толпа запрудила всю Большую Миллионную, где жила Лядова, и улицы, по которым шествовала траурная процессия. Гроб несли на руках артисты императорских театров до самого Смоленского кладбища. При погребении Лядовой народу было столько, что многим пришлось разместиться по деревьям, перегородкам и навесам на могилах. От напора толпы навесы рушились, люди падали, придавленные досками… Поклонники и друзья Лядовой, собрав средства по подписке, поставили на ее могиле беломраморный памятник. Но и после своей смерти Лядова продолжала оставаться для кого-то олицетворением враждебного направления: барельефный портрет артистки в роли Прекрасной Елены, украшавший надгробие, еженощно вновь покрывался грязными бранными словами после того, как днем их стирали.

Со смертью Лядовой оперетта покинула Александринскую сцену. О Лядовой писали: несравненная, незаменимая, единственная, "выдающееся исключение", "мимобегущая комета"…"Мимобегущая комета", Вера Лядова первой в России явила собою феномен массовой популярности или - на сегодняшнем языке - феномен "звезды".

(по материалам статьи Марины Корнаковой, вэб-сайт Петербургские театральные страницы)

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home